Тема: сказка-цепочка. Русская народная сказка
«Репка»
Цель
деятельности педагога: создать условия для формирования понятия
«сказка-цепочка», развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать
прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к
устному народному творчеству.
Планируемые
результаты:
личностные УУД:
способность откликаться на добрые
чувства при восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев
произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
метапредметные УУД:
регулятивные – принимать
позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
познавательные – выделять
события, видеть их последовательность в произведении;
коммуникативные – проявлять
интерес к общению на уроке;
предметные УУД: научиться
понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации,
соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность
научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной
(сказка-цепочка) и докучной сказок.
Оборудование: мультимедийная
презентация к уроку,иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и
индивидуальной работы, тетрадь №1.
Ход урока
I.Организационный
момент.
Слайд 1 (заставка)
-
Сегодня замечательная погода, давайте повернемся и улыбнемся друг другу, чтобы
солнечная погода пробралась к нам на урок и у нас все получилось.
В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Сказки
надо рассказывать ярко,
Околдовывать
речью цветной.
Сказки
надо рассказывать с толком,
Чтобы
даль распустилась кругом.
-
Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»?
(Чтобы тебя внимательно слушали, чтобы было интересно). -
Как вы понимаете выражение «сказки надо рассказывать с толком»? (Надо точно передавать содержание и основную
мысль).
-
Что значит «околдовывать речью цветной»?
(Речь должна быть богатой и
разнообразной).
II. Фонетическая
зарядка
-
А теперь, ребята, поработаем над произношением слов, проведем фонетическую
зарядку.
Откройте
рабочие тетради -cтраница24,
упражнение 1.(СЛОВАРНАЯ РАБОТА со
словом ХРЕСТОМАТИЯ)
(чтение строк с правильной постановкой
ударения)
- фронтально, по рядам, выборочно.
III. Актуализация
опорных знаний.
-Учёный
кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские
народные сказки.
Слайд 2 (задание кота)
Задание 1.(Работа
в парах - 1 карточка на четверых. На карточке два столбика. В первом –
иллюстрации сказок, во втором – названия.)
Соотнести иллюстрации с названиями сказок.
На карточке:
Маша
и медведь
Колобок
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Сивка-Бурка
Волк
и семеро козлят
Слайд 3
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
IV. Постановка
учебной задачи.
-Как
вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(О сказках)
-К
какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации которых рассматривали
сегодня?
(Русские
народные сказки)
-Какие
цели вы можете поставить для себя на этом уроке?
(Вспомнить или познакомиться
с новыми сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть
иллюстрации в учебнике, сравнить сказки)
Слайд 4 – тема урока и
цели
- Маша и Миша на пути в
волшебный лес встретили Кота. Кот сказал:
«Клубочек катится, пока
кто-нибудь из вас рассказывает сказку-цепочку. Знаете такие сказки? Я вам
напомню одну»
Слайд
5,6
Игра «Найди лишнее» - из
набора фруктов лишняя РЕПА
Словарная
работа : Что такое репа? Кто в наше
время кушал репу? Что из нее готовили в старину?
-
Какую русскую народную сказку вы знаете, где упоминается репа?
Слайд
7,8
1.Чтение сказки
«Репка»
Учебник стр. 36
– по цепочке (цветные пометки) -
Понравилась ли вам сказка? А что вам в сказке нравится? Какие герои участвуют в
сказке? Почему репка выросла большая-пребольшая? Что нужно делать, чтобы получить хороший
урожай? Какие пословицы о труде вы знаете?
Вопрос Кота стр. 37 – Как вы думаете,
почему эту сказку можно назвать сказкой – цепочкой?
2.Схематическое
изображение героев
Попробуйте
изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших,
крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат, а для слабых,
маленьких, лёгких – маленький квадрат.
(Работу выполняет
1 ученик на доске)
Дед Бабка внучка Жучка кошка мышка
Слайды 9,10,11
3.Игра «Найди к иллюстрации эпизода в тексте, соотнеси со
схемой»
(на экране
иллюстрация, дети в тексте находят данный эпизод и зачитывают его, пробуют
составить схему)
-Почему
сказку «Репка» легко запомнить?Чем
отличаются эпизоды сказки?
(Эпизоды сказки
похожи. Прежде, чем очередной персонаж
присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются ещё раз в заданном
порядке)
Слайд 12,13,14
4.Работа с
учебником и текстом
-В
учебнике на странице 36 иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.
Учитель
показывает схему, ученики называют номер эпизода и пересказывают содержание
сказки.
Например:
(эпизоды
4,5.)
ФИЗМИНУКА Слайд 15
Вопрос Кота стр. 37- А
кто знает другую сказку- цепочку?
сказки «Колобок» и «Теремок» без названия
-Миша
сказал: «Это «?». Маша добавила: «Это ещё и «?». А вы как думаете, кто из них
прав?
(Правы оба)
Слайд16
Учебник стр. 37
– задание по рабочей тетради. (Рассказать сказку «Колобок»)
Слайд 17 –
итог урока
Слайд 18 – Задание Кота Рабочая
тетрадь стр. 36 № 4-
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ.
– работа с хрестоматией
VIII. Рефлексия
деятельности.
Слайд 19
Вспомните,
какую учебную задачу вы ставили себе в
начале урока? )
(Вспомнить или познакомиться с новыми
сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть иллюстрации в
учебнике, сравнить сказки)
-
Удалось ли ее решить?
-
Каким способом мы решали эту задачу?
(работа в паре,
с помощью учителя и т.д.)
Слайд 20 – спасибо за урок! |