Биографические данные А.К. Саврасова
Алексей
Кондратьевич Саврасов
родился 12 мая 1830 года в семье небогатого
торговца-галантерейщика . Влечение
к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился
неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи . Поступив в 1844 году в Московское
училище живописи и ваяния он, из-за болезни матери и протестов отца был
вынужден прекратить учебу. И только в 1848 году он смог продолжить образование
в пейзажном и перспективном классе училища. Становление художника происходило
очень быстро.
Алексей
Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В
историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа,
полного грусти и любви к России. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен
серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. К сожалению, в
массовом сознании Алексей Саврасов так и остался "автором одной
картины". Хотя, и до, и после написания этого великого произведения
художником было создано еще множество прекрасных работ. Бедность, семейные
неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики,
привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и
пагубному увлечению вином. Долгие годы Саврасов жил в абсолютной нищете, и умер
одиноким, тяжело больным человеком. После этого имя этого выдающегося мастера
русского пейзажа было практически забыто
Алексей
Саврасов. Грачи прилетели.
1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
На окраине
маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К
светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие
соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду
растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Первоначальные
этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино,
находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной
церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с
кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими
куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми
стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Однажды он пришел на окраину
села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да
так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни,
вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села -
приобрело' особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно
надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв
обо всем на свете. Картина была исполнена в один день. Как будто по-прежнему
идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, -
совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна.
Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее,
чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега
открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от
молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на
обозримых далях обнажились проталины.
|